<Предыдущая тема>

<К началу раздела>

<Следующая тема>

 

СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЦВЕТА

 

 

Человеческий глаз воспринимает всякое цветовое пятно не изолированно, а во взаимосвязи с цветом окружающих предметов, фоном, цветовой средой, то есть субъективно.

Гармония

Гармония – закономерность сочетания цветов, равновесие теплых и холодных тонов.

Контрасты

Грамотное сопоставление цветов по контрасту усиливает насыщенность каждого цвета и создаёт условия, в которых каждый из цветов кажется красивее сам по себе.

 

 

 

- одновременный (чем меньше световое пятно, тем сильнее оно высвечивается),

- последовательный (при длительном восприятии какого-либо яркого цвета или пятна),

- пограничный (краевой) (контраст ряда соседствующих цветов).

 

Сопоставление ахроматического цвета с хроматическим

Белый фон (контур) делает живописный рисунок более насыщенным, а черный фон – малонасыщенным, белесым.

 

Гармонические сочетания цветов

Этот материал поможет мастеру ориентироваться в контрастных цветовых тонах и научиться создавать сбалансированные гармонические цветовые сочетания.

Законы композиции и гармонии цвета

Гармония (греч. appovia) – связь, поря­док; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность, указывается в Википедии. Как в музыке, так и в работе колориста гармония – это всегда следование определенным законо­мерностям, однако не всякая закономерность ведет к гармонии. Чтобы получить сбалансиро­ванную цветовую композицию, мастеру нужно знать правила создания гармоничных соче­таний и контрастов, способы распределения цветов, расположения их по форме и площади, законы оптических иллюзий, которые повсе­местно используются даже при самом неслож­ном окрашивании.

Гармонические сочетания цветов – это та­кие, которые производят впечатление цветово­го равновесия, т.е. ни один из использованных цветов не кажется излишним или преобладаю­щим над другими. Наиболее сбалансированной цветовой композицией уже несколько веков подряд считается построение сочетания цве­тов, в сумме образующих нейтральный серый цвет. И на волосах создать зрительно нейтраль­ное построение цветов оказывается крайне сложным, поэтому принимаются во внимание и макияж, и стиль одежды, и цвет кожи и глаз, и многое другое.

Современная наука «колористика» выделя­ет пять основных правил:

·        правило контрастов;

·        правило гармонических сочетаний;

·        правило формы и массы цвета;

·        правило расположения цвета в компози­ции;

·        правило оптических иллюзий.

Контраст

Любой контраст – это ярко выраженная противоположность, противопоставление чего-либо. В живописи и искусстве довольно часто используется этот прием – сопоставление каких-то крайних значений в образах, цветах или ситуациях. И восприятие образов у стили­ста часто строится на противоположностях – теплый и холодный, яркий и натуральный, лаконичный или романтический, длинный или короткий. Таким образом, контрасты, являясь примером сопоставления чего-либо, также служат средством гармонии, объединения про­тивоположностей в единую систему.

Контрастом называются четко выраженные различия при сравнении между собой двух или более цветов. Когда эти различия достигают предела, говорится о диаметральном или по­лярном контрасте.

В работе колориста контраст является наи­важнейшим средством, поскольку при помощи него можно акцентировать внимание на необ­ходимых зонах и участках, а также отвлечь вни­мание от ненужных элементов и недостатков.

Различают пять видов контраста:

1. Контраст цветовых тонов.

2. Контраст светотеневой.

3. Контраст температур.

4. Симультанный контраст.

5. Контраст насыщенности.

Контраст цветовых тонов

Контраст цветовых тонов – это контраст цветов, основанный на различии цветовых нюансов, например красный, синий и желтый. Максимального эффекта можно достичь, добавляя между оттенками ахроматические цвета, например черный.

1           2

 

Светотеневой контраст

Светотеневой контраст достигается путем сочетания цветов, различных по светлоте. При этом контраст будет тем сильнее, чем выше разница по светлоте. Этот контраст чаще всего применяется в па­рикмахерском искусстве, и даже если колорист создает контраст температур или цветовых тонов, он обязатель­но усиливает эти контрасты светлотным.

3         4

 

Контраст температур

Контраст температур – это сочетание цветов, различных по температуре, например сине-фиолетовый и оранжево-красный.

При окрашивании волос использование этих контрастов не распространено, а жаль, зачастую такие контрасты смо­трятся намного красивее, чем светлотные.

5          6

 

Симультанный контраст

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же тре­бует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии (создание гар­монично серой композиции) базируется на законе о дополнитель­ных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.

Симультанный контраст, например, можно увидеть, если в те­чение полуминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол бу­дет почти зеленым. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый тре­угольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика.

7             8                  9

 

Таким образом, порядок противоположных цветов появляется, когда в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а восприни­маются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогич­ного воздействия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение - копия. Этот эффект и есть тот самый си­мультанный контраст.

Симультанный контраст можно наблюдать и в других случаях. Например, нейтральный серый цвет на красном фоне восприни­мается уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттен­ком, а серый цвет на зеленом фоне - как серый с крас­ным оттенком. Так цвета взаимно связаны друг с другом.

10

Самая известная нецветная картина, порождающая симультанный контраст – изображение Иисуса Христа. Если внимательно всматриваться в четыре центральные точки на рисунке в течение 30-40 сек., а затем перевести взгляд на ровную, лучше всего белую поверхность стены или бумаги, то мозг конвертирует черный цвет, создав на его месте цвет-антипод.

 

11

 

Контраст насыщенности

Этот контраст основан на сочетании цветов, имеющих различную насыщенность, т.е. различное содержание се­рого (натурального) цвета. К сожалению, в полную силу контраст насыщенности на волосах создать практически невозможно, поскольку палитры красителей не содержат глубокую гамму цветов, разложенных по насыщенности. Но если вы хотите создать контраст насыщенности, то нач­ните смешивать кра­сители друг с другом и получите практи­чески всю палитру.

12                   13

 

Гармонические сочетания цветов

Гармонические сочетания - это схемы, которые позволяют быстро и глав­ное грамотно подобрать цветовую гамму для создания образа. В идеале схе­мы гармонических сочетаний необходимо рассматривать комплексно, т.е. учитывая основной колорит одежды, макияжа и цвета волос. В противном случае есть опасность создать образ, где голова будет восприниматься от­дельно от всего остального.

Мой совет: для окрашивания волос использовать один-два цвета, а всю остальную гамму необходимо достраивать при помощи средств макияжа и одежды. В таком случае вы сможете создать действительно гармоничный и красивый образ. Если же вам необходимо создать на голове более двух цветов, то при создании общего колорита образа берите за основу домини­рующий оттенок на волосах. При этом необходимо помнить, что созданная цветовая схема трех и более цветов на волосах должна иметь некий отклик и в общем образе.

Гармонические сочетания цветов условно можно разделить на пять основ­ных групп:

• ахроматические гармонические сочетания;

• монохромные гармонические сочетания;

• гармонические сочетания аналогичных цветов;

• гармонические сочетания аналогично-полярных цветов;

• гармонические сочетания дополнительных и полярных цветов.

Ахроматические гармонические сочетания

Основу этих гармонических сочетаний составляют два или более ах­роматических цветов без добавления хроматических оттенков. Контраст создается между тем или иным цветом только по светлоте. Ахроматиче­ские композиции по своей сути статичные, они создают ощущение стабильности и достоинства. Динамичность ахромати­ческой композиции можно придать, создав сильный светлотный контраст меж­ду цветами.

14

Ахроматические гармо­нические сочетания прак­тически невозможно по­лучить на волосах! Эффект ахроматической компози­ции на волосах создается, например, путем мелиро­вания серых (пепельных) русых волос. Также этот эффект заметен на волосах, окрашенных в черный цвет и мелированных белыми прядками.

Монохромные гармонические сочетания

Основу монохромных гармонических сочетаний цветов со­ставляет один какой-либо цветовой тон, который изменяется только по яркости, насыщенности и светлоте (то есть тона, ко­торые лежат на одном цветовом луче).

Монохромные композиции по своей сути, как и ахромати­ческие гармонические сочетания, статичные. Динамичность монохромной композиции можно придать, создав сильный светлотный контраст или контраст насыщенности между цве­тами. Монохромные композиции являются самыми легкими, придают образу впечатление сдержанности, благородства и изысканности.

16   15   17

 

Гармонические сочетания аналогичных цветов

Аналогичные цвета - это цвета, лежащие на соседних цветовых лучах (рядом друг с другом). Это сравнитель­но сдержанная уравновешенная колористическая гам­ма, особенно когда она не содержит резких светлотных контрастов. Ана­логичные гармо­нические соче­тания так же, как и монохромные, наиболее часто применяются в практике.

18          19

 

Гармонические сочетания аналогично-полярных цветов

Представляют самый обширный вид цветовых гармоний. Если круг условно разделить на четыре части, то аналогично-полярные цвета будут распо­лагаться в противоположных четвертях принятого круга. Данные сочетания очень часто встречаются в одежде и макияже, но, к сожалению, как и все по­следующие сочетания, практически не используются в окрашивании во­лос.

20        21

 

Гармонические сочетания полярных и дополнительных цветов

Являются самыми креативными и яркими сочетаниями, которые очень любит моло­дежь и практически не используются взрослыми людьми. За счет своей контрастности или излишней нестандартности только один из десяти людей в возрасте старше тридца­ти воспримет такие сочетания приемлемым для себя, зато на этих сочетаниях чаще всего строятся креативные направления в моде.

Дополнительно-полярная схема

Дополнительные цвета - это цвета, при смешива­нии которых (оптически или физически) происходит нейтрализация, т.е. получение нейтрального цвета.

Лежат цвета в про­тивоположных цве­товых лучах круга.

22          23

 

Полярная схема

Полярные цвета – это цвета, которые при равных светлотных характеристиках и насыщенности созда­ют контраст друг с другом. Полярные цвета лежат на цветовых лучах, равно­удаленных друг от друга в цветовом круге.

24          25

 

Полярные схемы четырех цветов

Пример: сочетание данных цветов составляет композицию полярных гармонических сочетаний четы­рех цветов.

26           27

Пример: сочетание данных цветов составляет четырех­цветную композицию аналогично-полярных гармониче­ских сочетаний.

28         29

 

Правила формы и массы цвета

Важно! Совет: для окрашивания во­лос использовать один-два цвета, а всю остальную гамму необходимо достраивать при помощи средств макияжа и одежды. В таком случае вы сможете создать действитель­но гармоничный и красивый образ. Если же вам необходимо создать на голове более двух цветов, то при создании общего колорита образа берите за основу доминирующий от­тенок на волосах.

32          30         31

Цвет и форма - это два незаменимых компонента при построении идеаль­ной цветовой композиции. Каждый цвет, так или иначе, тяготеет к какой-либо форме. Иоханнес Иттен даже разработал теорию о соответствии цвета и гео­метрических фигур: «...Форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.

Как для трех основных цветов - красного, желтого и си­него, так и для трех основных форм - квадрата, треугольника и круга, должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вер­тикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тя­жесть и строгое ограничение... Все формы, построенные на го­ризонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные. Квадрату соот­ветствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.

Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник - символ мысли и его невесо­мый характер позволяют сравнивать его в области цвета со светло-желтым.

Круг – это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг – символ постоянно подвижной духовности... К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соот­ветствует синий цвет...

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого - это будет трапеция, для зеленого - сферический треу­гольник и для фиолетового - эллипс.

Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, и воздействие на зрителя удваивается.

Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в ее композиции цвету, а картина, в которой художник придает "главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы...»

Иллюзия массы цвета в отличие от формы более заметна и ощутима на во­лосах. Ее легко заметить при сравнительном анализе цветов. Взаимозависимость цвета и массы в колористике подчиняется трем основным правилам.

39

 

33

 

34

 

Правила распределения и расположения цвета в композиции

Цвета можно компоновать друг с другом пятнами любого размера. Но часто возникают вопросы, какие количественные или пространствен­ные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными, и при каких условиях ни один из них не будет вы­деляться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой пло­скости. Существует основная закономерность, которую необходимо соблюдать при составле­нии композиции - чем светлее цвет, тем меньше его должно быть по отношению к более темному цвету.

37          35        36

Для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, харак­терны пропорции, указанные на рисунках.

Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цве­тов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

38

 

<Предыдущая тема>

<К началу раздела>

<Следующая тема>