<Предыдущая тема>

<К началу раздела>

<Следующая тема>

 

РИСОВАНИЕ ЧАСТЕЙ ЛИЦА

 

Голова человека является одним из наиболее сложных объектов изображе­ния, поэтому следует постепенная предварительная подготовка к ее ри­сованию.

Прежде чем приступить к рисованию гипсовой головы, следует изучить стро­ение и особенности главных частей лица, которые определяют пластику головы человека. Таким образом, целе­сообразно выполнить рисунки глаза, носа, губ, уха. Рассмотрим строение и особенно­сти рисования каждой части лица в от­дельности.

Глаз. Глазное яблоко помещается в глазничной впадине. При изучении строения глаза различают глазное яб­локо и его добавочные органы (рис. 1).

image013

Рис. 1 Глаз. Вид спереди:

1 — бровь; 2 — верхнее веко; 3 — наружный угол глаза; 4, 8 — белочная оболочка; 5 — ниж­нее веко; 6 — зрачок; 7, 11 — ресницы; 9 — внутренний угол глаза; 10 — слезное мясцо; 12 — радужная оболочка

 

Глазное яблоко имеет округлую фор­му и определяет формы верхнего и нижнего век.

Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: фиброзной, сосудистой и сетчатой. Непрозрачная часть фиб­розной оболочки называется белочной оболочкой, или склерой. Спереди скле­ра переходит в прозрачную роговую оболочку, или роговицу. То, что мы на­зываем белком глаза — это видимая через щель век часть склеры.

Через роговую оболочку видна ра­дужная оболочка, представляющая со­бой переднюю часть сосудистой оболоч­ки. Радужная оболочка содержит пиг­мент, от которого зависит цвет глаз. Раз­личают три основных тона цвета глаз: темный, переходный от темного к свет­лому и светлый. Каждый из них имеет четыре подгруппы, в результате чего в общей сложности получается 12 разно­видностей цвета глаз: черный, темно-карий, светло-карий, желтый, буро-желто-зеленый, зеленый, серо-зеленый, голубой с буро-желтым венчиком, се­рый, серо-голубой, голубой, синий.

В центре радужной оболочки нахо­дится отверстие — зрачок глаза. Сужа­ясь и расширяясь, он регулирует ко­личество световых лучей, поступающих внутрь глазного яблока.

Позади радужной оболочки нахо­дится хрусталик, напоминающий по форме линзу. За хрусталиком распола­гается стекловидное тело, заполняю­щее большую часть полости глазного яблока.

Световые лучи, проходя через про­зрачные среды глаза, преломляются и попадают на сетчатку, куда они про­ецируют обратное уменьшенное изоб­ражение видимого глазом предмета. В связи с тем, что хрусталик может из­менять свою форму (становиться бо­лее выпуклым или уплощаться), наш глаз может отчетливо видеть как на близком, так и на далеком расстоянии.

В глазнице находится жировая клет­чатка, которая имеет значение для глубины залегания глазного яблока. Из­вестно, что при сильном похудании увеличивается западение глазного яб­лока.

Веки имеют скелет в виде хряща верхнего и нижнего век. Между кожей и хрящом находится уже упомянутая выше вековая часть круговой мыш­цы глаза. Верхнее веко более рельеф­но, чем нижнее. Проходя над рого­вицей, верхнее веко приподнимает­ся, следуя за движением глазного яб­лока.

Внутренний угол глаза закруглен, а наружный — острый. Со стороны внутреннего угла имеется расшире­ние — «слезное озеро», в области кото­рого находится небольшое возвышение красного цвета — «слезное мясцо». Со стороны наружного угла нижнее веко подворачивается под верхнее.

Положение щели век у разных лю­дей неодинаково. Встречаются откло­нения от ее обычного горизонтально­го направления, заключающиеся в том, что внутренний угол глаза располагается ниже наружного (раскосые глаза) или же, наоборот, выше наруж­ного (рис. 2).

 

image015

Рис. 2 Типы расположения щели век

 

Между срединным фрагментом бро­ви и верхним веком располагается не­сколько провисшая над ним «прикры­вающая складка».

Вид глаза спереди можно вписать в форму вытянутого по горизонтали пря­моугольника, а при профильном — глаз вписывается в треугольную фор­му. Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока, проводя на рисунке ось разреза и поперечную ли­нию формы глаза (рис. 3).

image017

Рис. 3 Положение осевых линий глаза в различных его поворотах

 

Рисование гипсового слепка глаза осуществляется в той же последова­тельности, что и рисунок любого пред­мета: от общего к частному и наоборот. Пример последовательности рисо­вания гипсового слепка глаза дан на рис. 4.

 

image019

Рис. 4 Последовательность рисования гипсового слепка глаза

 

Приступая к рисунку глаза, необхо­димо наметить глазничную впадину, уточнить размер полушария глазного яблока, провести ось разреза глаза (рис. 4 а). Поперечной линией к оси раз­реза следует наметить положение зрач­ка, затем наметить положение верхне­го и нижнего века (рис. 4 б). При рисовании век нужно иметь в виду, что они имеют толщину, причем всегда нижнее веко по всей толщине освеще­но, а верхнее получается затемненным (рис. 4 в, г).

Рисунок глаза желательно сделать в трех положениях: прямом, трехчетверт­ном и профильном. При этом необхо­димо внимательно проследить формы век и глазного яблока, а также его по­садку.

Нос. Нос имеет скелет, состоящий из костей и хрящей. Жестким основа­нием носа вверху служат носовые ко­сти и край грушевидного отверстия. Нос состоит из эластичных хрящей (рис. 5), которые являются опор­ными образованиями его подвижной части. Надпереносье образовано тра­пециевидной, с широким верхним ос­нованием, площадкой лобной кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхно­сти лба.

image021

Рис. 5 Хрящи носа:

7 — носовая кость; 2 — боковой хрящ носа; 3 — хрящ перегородки носа;

4 — малый хрящ кры­ла носа; 5 — большой хрящ крыла носа

 

Формы носов крайне разнообразны. При рассмотрении спереди можно вы­делить три основные формы: широкий, средний, узкий (или тонкий). При рас­смотрении сбоку различают нос пря­мой, с горбинкой, с впадиной (кур­носый), неровный и др. (рис. 6). Од­нако, несмотря на все разнообразие форм, в основе построения носа в ри­сунке лежит призма, состоящая из че­тырех поверхностей: передней (спинка носа), лежащей между переносьем и кончиком носа, двух боковых и ниж­ней, на которой расположены носовые отверстия (ноздри). Нижняя поверх­ность имеет форму трапеции (рис. 7).

 

image023                   image025          image027

 

Рис. 6 Разные формы носов

 

image029

Рис. 7 Конструктивное рисование носа:

а — плоскости, образующие форму носа; б — конкретизация формы носа

 

При начальной разметке носа нуж­но помнить, что серединная лицевая линия проходит через середину пере­носицы и середину основания носа. Нельзя проводить эту линию через кончик носа, так как он значительно отступает от основания. Это особенно важно учитывать при построении носа в трехчетвертном повороте. Чем силь­нее поворот головы к профильному положению, тем дальше кончик носа выступает вперед.

Также большое значение в постро­ении носа имеет правильное положе­ние слезников (внутреннего угла гла­за) и ноздрей, так как от этого во мно­гом зависит верность пропорций носа.

Последовательность рисования гип­сового слепка носа показана на рис. 8.

image031

Рис. 8 Последовательность рисования гипсового слепка носа

 

Губы. Губы очень подвижны. Как и глаза, они принимают активное учас­тие в мимике лица. Сложную пласти­ческую форму губ обусловливают кру­говые мышцы рта, конфигурация крас­ной каймы, лежащей на сводах, обра­зованных дугообразной формой челю­стей и зубов (рис. 9).

image033

Рис. 9 Борозды в области носа, рта и подбородка:

1 — носовая; 2 — носогубная; 3 — «фильтр»; 4 — подбородочно-губная

 

Верхняя и нижняя губа, сходясь, образуют волнообразную линию рта. Верхняя губа имеет утолщение посе­редине — бугорок верхней губы, по на­правлению к которому от основания носа идет углубленная борозда, име­нуемая фильтром.

Нижняя губа делится на две сим­метричные части. Под нижней губой находится борозда, отделяющая ее от подбородка.

Яркость губ обусловлена приливом к ним крови. Губы бывают красные, розовые и бледные. Размер рта у раз­ных людей неодинаков: большой, сред­ний и малый. Выделяют губы средней полноты, толстые и тонкие (рис. 10). С возрастом полнота губ обычно не­сколько уменьшается.

image035

 

Рис. 10 Губы: а — тонкие; б — средней полноты; в — полные

 

При построении губ заметим, что ротовая щель проходит через верхнюю треть расстояния от основания носа до окончания подбородка. При прямом положении на рисунке ширину рта от­кладываем симметрично в обе сторо­ны от серединной линии. При трехчет­вертном повороте часть губ зрительно сокращается.

Намечая пропорции губ, следует об­ратить внимание на характер линии рта. Не следует сразу обрисовывать контур губ. Прежде всего, следует хорошо рас­смотреть их форму и передать ее в ри­сунке с членением на ряд плоскостей.

При рисовании губ в профиль нуж­но наметить величину разреза рта, его наклон, а также степень выдвинутости одной из губ. После этих построе­ний можно лепить форму губ. На рис. 11 изображены этапы построения ри рисунка гипсового слепка губ и части носа.

image037

Рис. 11 Этапы построения рисунка гипсового слепка губ и части носа

 

<Предыдущая тема>

<К началу раздела>

<Следующая тема>